Перезагрузка “автогражданки”: чего ожидать водителям

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ Материалы с меткой “Спецпроект”, “Партнерский материал” или “Актуально” размещены на коммерческой основе. Редакция может не разделять эту позицию. Лилия Траспетрихина

На дорогах ежедневно случаются ДТП различной сложности. Поэтому необходимо быть готовым к любому развитию событий.

В частности следует позаботиться о возмещении расходов. Поэтому каждый владелец транспортного средства должен обязательно застраховаться. Подробнее о том, какие изменения ждут водителей, – далее в материале.

Что такое “автогражданка” и почему она обязательна

Собственный автомобиль обязывает водителей заключить “автогражданку” – договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (далее – ОСАГО). Простыми словами, это страхование для всех владельцев транспортных средств, которое покрывает ущерб в случае дорожно-транспортного происшествия.

В частности, полис компенсирует расходы, связанные с причинением вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевших лиц, вызванных аварией. К примеру, ремонт автомобиля потерпевшего или возмещение расходов на лечение пострадавшим (водителю и/или пассажирам).

Стоит заметить, что вскоре условия заключения “автогражданки” будут изменены, ведь 17 июня 2024 года был принят новый Закон. Это было необходимое действие, которое не только будет способствовать развитию страхового рынка, но и повысит страховую защиту.

Чтобы узнать больше об обязательном страховании, смотрите видео

Почему пришлось изменить Закон

Рынок обязательного страхования автомобилей требовал комплексного обновления, поскольку его регулирование базировалось на законодательстве, принятом еще 1 июля 2004 года. Нацбанк Украины ставил перед собой задачу внедрить новую качественную модель регулирования, которая отвечала бы европейским стандартам и учитывала интересы как страхователей, так и потерпевших.

Поэтому пришлось разработать новый Закон, важной задачей которого является выполнение обязательств Украины по Соглашению об ассоциации с Европейским Союзом, в частности по внедрению норм Евродирективы Motor Insurance 2009/103/ЕС.

17 июня новую редакцию Закона подписал Президент Украины Владимир Зеленский. Этот документ совершенствует регулирование рынка обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и внедряет ряд реформационных изменений, которые приближают его к европейским стандартам.

Кроме того, это важный шаг для воплощения Плана восстановления Украины от последствий войны. Подчеркнем, что закон вступит в силу с 1 января 2025 года.

О каких ключевых изменениях следует знать водителям и другим участникам дорожного движения

Всего расскажем о 7 главных новациях Закона, которые будут способствовать повышению страховой защиты по договору “автогражданки”.

Индивидуальные цены на полисы “автогражданки”

Индивидуальные цены на полисы “автогражданки” для каждого страхователя станут нормой. Государственное регулирование цен на страховые полисы отменят.

Это позволит страховым компаниям самостоятельно формировать цены, учитывая персональную историю каждого клиента (отсутствие или наличие ДТП в прошлом и т.д.).

К слову, сейчас размер базового платежа и корректирующих коэффициентов регламентируется, а потому страховщики должны отталкиваться от него.

Усиление защиты потерпевших при ДТП

Новый Закон усиливает защиту пострадавших от ДТП. Максимальные размеры страховой выплаты за вред здоровью и имуществу постепенно увеличатся, приближаясь к европейским стандартам.

Например, сейчас максимальные размеры выплат по полису “автогражданки” следующие:

  • 160 тысяч гривен на одного потерпевшего за вред, нанесенный имуществу;
  • 320 тысяч гривен одному пострадавшему в ДТП за вред жизни и здоровью.

Согласно новому Закону, уже с 1 января 2025 года размеры выплат увеличат и они составят:

  • 250 тысяч гривен на одного пострадавшего за вред, причиненный имуществу;
  • 500 тысяч гривен одному пострадавшему в ДТП за вред жизни и здоровью.

В течение следующих лет эти суммы будут постепенно увеличены до размеров, установленных в странах Евросоюза.

Как будут расти страховые суммы / Фото НБУ

В итоге, согласно статье 14 этого Закона, которая вступит в действие уже в январе, через пять лет после вступления Украины в ЕС страховая сумма будет:

  • за ущерб имуществу – в размере, эквивалентном не менее 1,3 миллиона евро на один страховой случай независимо от количества пострадавших лиц;
  • за вред жизни и здоровью пострадавших лиц – в размере, эквивалентном не менее 1,3 миллиона евро на одно пострадавшее физическое лицо, и в размере, эквивалентном не менее 6,45 миллиона евро на один страховой случай независимо от количества пострадавших лиц.

Более того, планируют усовершенствовать и механизм страховых выплат в случае потери жизни и здоровья во время ДТП. Сейчас пострадавшим осуществляется только одноразовая выплата, в дальнейшем же они смогут получать аннуитетные (то есть регулярные) выплаты:

  • в случае стойкой утраты трудоспособности потерпевшего лица (инвалидность) – ежемесячные выплаты в течение срока инвалидности лица, но не дольше чем до достижения пенсионного возраста;
  • в случае смерти потерпевшего лица – ежемесячные выплаты тем, кто был на содержании умершего человека в течение действия права на содержание.

Такой подход позволит существенно улучшить защиту потерпевших в течение времени, в котором они будут нуждаться.

Модель прямого урегулирования убытков (ПУУ) станет обязательной

В Украине введут модель прямого урегулирования убытков (ПУУ), которая станет обязательной. Это означает, что потерпевшие смогут обращаться непосредственно в свою страховую компанию, чтобы получить компенсацию, избежав сложных процедур с виновником ДТП.

Расчет страховой выплаты будет происходить без учета износа автомобиля

Расчет выплат по страховому случаю теперь будет производиться без учета износа автомобиля. При этом для оценки стоимости ремонта автомобиля будут учитывать цены новых запчастей.

Однако эта инновация касается авто, которые находятся в эксплуатации до 5 лет. В то же время для автомобилей в возрасте от 6 лет при расчете расходов на ремонт будут принимать во внимание цены на запчасти-аналоги.

Поэтому страховщик будет обязан предоставить потерпевшему лицу три варианта станций технического обслуживания (СТО), расположенных в пределах 150 километров от его места жительства. В случае отказа человека от оплаты ремонта на СТО, выплата осуществится на его текущий/платежный счет.

Таким образом, компенсацию будут предоставлять полностью, в отличие от предыдущего подхода, когда износ автомобиля учитывался при расчете выплат по страховым полисам, что приводило к занижению суммы возмещения. Упрощенный процесс взаимодействия со страховщиком позволит клиентам получить восстановленный автомобиль после аварии в кратчайшие сроки.

Отмена франшизы

С момента вступления в силу Закона произойдет отмена франшизы – потребителям больше не нужно будет платить часть средств самостоятельно, страховщик возместит стоимость ремонта полностью.

Добавим, что до введения нового законодательства франшиза могла составлять до 2% от страховой суммы (до 3200 гривен), которые виновный в ДТП водитель выплачивал самостоятельно.

Скидки для льготных категорий граждан останутся

Ранее правовые нормы закладывали две категории лиц, которые имели льготы по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности. Говорится об освобожденных от обязанности страхования, а также лиц, которые получали скидку 50% на страховой полис “автогражданка”.

Новый закон сохраняет льготные скидки в размере половины суммы для определенных категорий лиц. Это касается, в частности:

  • участников боевых действий;

  • пострадавших участников Революции Достоинства;

  • пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы I или II категории;

  • пенсионеров;

  • людей с инвалидностью I группы.

Отдельно следует заметить, что снижение стоимости страхового полиса для этих категорий лиц распространяется только на автомобили, которые не используют для коммерческих перевозок пассажиров или груза и имеют объем двигателя до 2500 сантиметров кубических или мощность до 100 киловатт (для электромобилей).

Лимит страховых выплат по Европротоколу отменят

Сейчас наибольшая сумма возмещения за причиненный ущерб имуществу потерпевших в случае оформления Европротокола составляет 80 тысяч гривен на каждого пострадавшего.

Европротокол – документ о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то работников Национальной полиции Украины.

Согласно новому Закону, лимит страхового возмещения будет в пределах страховой суммы по “автогражданке” (однако максимальный размер выплат может установить Нацбанк в будущем).

Подчеркнем, что все вышеперечисленные изменения направлены на улучшение качества страховых услуг, повышение уровня защиты страхователей и развитие рынка обязательного страхования гражданско-правовой ответственности в Украине. Более того, они являются важным шагом на пути евроинтеграции Украины.

Важно! Материал подготовлен совместно с Национальным банком Украины при поддержке Лиги страховых организаций Украины в рамках всеукраинской информационно-просветительской кампании #ЗнайСвоїПрава_Страхування. Она продлится до конца сентября 2024 года во всех регионах Украины.

Цель кампании – защитить права страхователей и улучшить знания потребителей о страховых услугах. Онлайн-площадкой для ее проведения является образовательный сайт Национального банка по финансовой грамотности “Гаразд”.

Кстати, один из разделов сайта посвящен страхованию и страховым услугам. Также пользователи могут проверить свои знания с помощью тематического теста о страховании.

В рамках кампании Национальный банк Украины вместе с партнерами рассказывает о том, как выбрать страховую компанию, и на что следует обращать внимание при заключении договора страхования; как получить исчерпывающую информацию о страховых продуктах и что делать, если ваши права потребителя страховых услуг нарушили.

Источник: www.24tv.ua

No votes yet.
Please wait...
Поділіться своєю знахідкою

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *