Что известно о самолете Ту-160, которым Россия атакует Украину / Коллаж 24 Канала (Иллюстративное фото)
Утром 17 апреля ГУР атаковало авиационный завод в Казани, который производит и ремонтирует бомбардировщики Ту-160. Эту смертоносную авиацию враг использует для атак по Украине.
- 1Украина передала России Ту-160: как это произошло
- 2Почему Украина не оставила себе Ту-160
- 3Какие в России проблемы с Ту-160
- 4Сколько в России Ту-160 и как на это повлиял “хлопок”
- 5Россияне хотят достроить Ту-160
- 6Какое оружие несет Ту-160: характеристики самолета
Враг редко использует эти бомбардировщики для атак по Украине. Последний обстрел из этой авиации был 1 мая 2023 года. Подробнее о самолетах Ту-160 читайте далее в материале 24 Канала.
Украина передала России Ту-160: как это произошло
Ту-160 – это межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяющейся стреловидности.
Ту-160, как и значительная часть российской авиации, спроектирован во времена СССР. В частности, работы над самолетом стартовали примерно в 1967 году. В СССР не было стратегической авиации, которая могла бы преодолеть сопротивление систем ПВО НАТО и США того времени.
Свой первый полет Ту-160 совершил 18 декабря 1981 года.
После распада СССР Украина имела 19 сверхзвуковых Ту-160 на авиабазе Прилуки, а также 21 турбовинтовой самолет Ту-95МС на авиабазе Узин.
Украинский Ту-160 / Фото из Википедии
23 февраля 2000 года Украина завершила передачу России около 600 крылатых ракет и стратегических бомбардировщиков, впоследствии передислоцированных в Энгельс.
Эта передача была завершена в обмен на примерно 285 миллионов долларов “долгов за газ” и аэродромное оборудование. Соглашение было подписано в Ялте осенью 1999 года президентом Леонидом Кучмой и его российским коллегой Борисом Ельциным.
Соглашение также подписали премьер-министры Валерий Пустовойтенко и Владимир Путин.
Сегодня эти украинские бомбардировщики бомбят Украину. На это жаловался заместитель председателя Главного управления разведки Вадим Скибицкий в комментарии The New York Times.
Он напомнил, что по Будапештскому меморандуму Украина согласилась отказаться от своего ядерного арсенала, передать ядерные боеголовки России в обмен на “гарантии безопасности” и уничтожить ядерные ракетоносители.
“Также переданы все баллистические ракеты, Ту-160 и Ту-95. Сейчас против нас из этих бомбардировщиков применяют ракеты Х-55. Было бы лучше, если бы мы передали их США”, – сказал он.
Почему Украина не оставила себе Ту-160
Украинский военный портал Defence Express со ссылкой на публикацию в журнале “Авиация и время” от 1995 года объяснил проблемы Украины с обслуживанием этих самолетов.
Первая проблема заключалась в том, что на верность Украине присягнули только 25% летного и 60% технического персонала.
Впрочем, без российского влияния не обошлось. КБ “Туполева” “внезапно” отказалось от обязательств по техническому обслуживанию Ту-160 ВВС Украины. А нехватка “штатных” авиатехников эту проблему только усугубляла.
Кроме того, издание отмечает субъективную инерцию, которую демонстрировало военно-политическое руководство Украины на тот момент.
Считалось, что у Украины нет полигонов для подготовки экипажей Ту-160, и что у нашего государства нет задач, для выполнения которых нужны такие бомбардировщики.
Какие в России проблемы с Ту-160
Можно заметить, что россияне чаще для ракетных обстрелов Украины используют самолеты Ту-95МС, способные нести 6 – 8 крылатых ракет. Казалось, что логичнее поднимать в небо именно Ту-160, несущий до 12 крылатых ракет.
Как пишет Defence Express, раньше, чтобы подготовить один Ту-160 к вылету, нужно было 64 человеко-часа подготовительных работ, а также 15 – 20 спецавтомобилей разного назначения.
Ту-160 на аэродроме “Энгельс” / Фото росСМИ
Шумность при подготовке самолета к полету могла достигать 130 децибел, а шум от запуска вспомогательной силовой установки якобы на 45 децибел превышал болевой порог.
Не известно, сколько сейчас россиянам нужно ресурсов, чтобы подготовить Ту-160. Однако для взлета Ту-95МС используется гораздо меньшее количество аппаратуры. Именно поэтому россияне и предпочитают Ту-95МС по сравнению с Ту-160, который пропаганда называет мощнейшим сверхзвуковым боевым самолетом в мире.
Еще один технический аспект с Ту-160, на который обращают внимание эксперты – это их двигатели НК-32. В первые годы эксплуатации была проблема, что иногда эти двигатели было очень сложно завести.
Кроме того, в первые годы службы Ту-160 имели место частые отказы бортового комплекса обороны “Байкал”, включавшего в себя средства радиоэлектронной борьбы.
Вероятно, сейчас у россиян нет никаких технических проблем с Ту-160 и уменьшили количество их применений, чтобы “сэкономить” ресурс.
“Но с другой стороны, это заодно открывает новый вопрос – если россиянам нужно “экономить” ресурс Ту-160, значит там точно “что-то пошло не так”, – пишет Defence Express.
Сколько в России Ту-160 и как на это повлиял “хлопок”
Как писало издание Defence Express, в разном состоянии летной готовности в России есть только 16 самолетов Ту-160. Этот тип самолета – дефицитный в России.
Проредить количество Ту-160 мог “хлопок”, который в декабре 2022 года дважды посетил авиабазу “Энгельс”.
По состоянию на 8 декабря после первого “хлопка” на аэродроме было более 20 машин. На снимке от 29 декабря после второго “хлопка” можно рассмотреть только 11 машин, часть из которых уже давно не в летном состоянии.
Спутниковые снимки авиабазы “Энгельс” 29 и 8 декабря 2022 года / Снимки взяты из материала Defence Express
Эксперты обратили внимание на то, что по состоянию на 29 декабря на “Энгельсе” было всего два Ту-160 и эти самолеты находились в зоне риска “хлопка”. Почему Россия оставила эти борта там – неизвестно.
Причиной такого решения может служить нелетное состояние бортов.
По состоянию на июль 2023 года на этой авиабазе базировалось 11 Ту-160, на октябрь – 4, и один из них не менял свое положение еще с сентября 2020 года. Но по состоянию на 29 декабря этого самолета на обычном месте не было.
В 2024 году “хлопок” на российских аэродромах продолжился. В ночь на 20 марта украинские дроны нанесли очередной удар по “Энгельсу”. Спутниковые фото свидетельствуют, что за день до того там стояли 3 единицы Ту-160.
После “хлопка” в Энгельсе россияне переместили свою стратегическую авиацию на другие аэродромы, в частности, авиабазу “Оленья” в Мурманской области. Также Россия могла перебросить Ту-160 на Дальний Восток на авиабазу “Украинка”, однако эта информация нуждается в подтверждении.
Кроме этого, часть самолетов они держат на авиационных заводах далеко от украинских границ. Одним из таких является авиационный завод им. Горбунова в Казани – там россияне производят и ремонтируют бомбардировщики и другую военную авиацию.
Утром 17 апреля 2024 года беспилотники ГУР нанесли удар по этому заводу, пролетев более 1000 километров над головами россиян.
Эксперты ранее отмечали, что переброска авиации должна была бы иметь плохие последствия для России. Ведь “Энгельс” – это центральный аэродром с соответствующим материально-техническим базисом.
Россияне хотят достроить Ту-160
Самолет Ту-160 прошел несколько модернизаций, последняя из которых прошла в 2022 году. Однако россияне вынужденно прибегли к модернизации Ту-160, поскольку провалили другой проект.
За прошедшее десятилетие Россия не смогла запустить разработку стратегического ПАК ДА, поэтому была вынуждена “воскресить” производство советского Ту-160.
12 января 2022 года свой первый полет совершил стратегический бомбардировщик Ту-160М2, изготовленный на мощностях Казанского авиационного завода, входящего в состав российской корпорации “Туполев”.
Российский Ту-160М2 выполняет пробег перед первым испытательным полетом / Фото росСМИ
В планах в рамках контракта стоимостью 160 миллиардов рублей корпорация “Туполев” должна к 2027 году поставить дальней авиации России 10 новых стратегических бомбардировщиков Ту-160М2. Два бомбардировщика Россия должна была получить в 2022 году.
Интересно, что для производства Ту-160М2 были использованы еще советские “заготовки”. Об этом информировал российский “Центр анализа стратегий и технологий”.
Военный портал Defence Express также отмечает, что россиянам нужно буквально “с нуля” восстановить всю цепочку по производству Ту-160. На какое количество “бортов” у россиян есть “заготовки” – в открытых источниках данных нет.
Отметим, что цена Ту-160, по самым скромным оценкам, составляет 250 миллионов долларов. По американским данным, стоимость полного жизненного цикла самолета превосходит его цену в 3 – 5 раз.
Какое оружие несет Ту-160: характеристики самолета
Первоначально самолет Ту-160 строился исключительно как ракетоносец – носитель крылатых ракет большой дальности с ядерной боевой частью.
В настоящее время Ту-160 может нести ракету Х-555, которая предназначена для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.
Именно этой ракетой Россия атаковала Украину 28 апреля и 1 мая 2023 года. Также оккупанты неоднократно применяли эту ракету против Украины и раньше.
Важно отметить, что в Украине есть силы и средства для обезвреживания ракеты типа Х-555.
Ту-160 может развивать скорость до 2200 км/ч на высоте. Крейсерская скорость – 850 километров в час.
Максимальная дальность полета Ту-160 без дозаправки – 13 950 км, практичная – до 12 300 км. Продолжительность полета – до 25 часов.
В случае поражения целей на меньшей дальности на вооружение принимают 24 аэробалистических ракеты Х-15 С.
После специального переоборудования самолет могут оснащать, в частности, свободно падающими бомбами до 40 тысяч килограммов разного калибра, включая ядерные, разовые бомбовые кассеты, морские мины и другое вооружение.
Источник: www.24tv.ua